Эксперты Deloitte оценили, насколько эффективно отечественные кредитные организации внедряют новые технологии. Для исследования были отобраны 11 инноваций, которые разделились на несколько групп:
- аналитика (личные финансовые помощники, BigData);
- безопасность («умная» идентификация);
- цифровые технологии (бесконтактная оплата, online-кошелек);
- геймификация (квесты и игры для клиентов);
- автоматизация (наличие роботов в отделениях);
- P2P-кредитование.
Банк, реализовавший оригинальное решение, получал 2 балла. Финучреждению, запустившему решение, имеющее аналоги, присуждался 1 балл. Всего было оценено 11 российских банков, которые входят в двадцатку крупнейших финучреждений страны по размеру активов и имеют в своем портфеле не менее 20% розничных депозитов и кредитов. Дополнительно в анализ был включен Тинькофф Банк, который имеет большой розничный портфель и активно внедряет инновационные технологии.
По результатам исследования самым продвинутым банком был признан Сбербанк, который набрал 18 баллов. За ним следуют Альфа-Банк и Тинькофф Банк, заработавшие по 16 баллов. В тройку лидеров с 8 баллами попал банк «Открытие».
РБК разбирался, какие технологии могут быть полезны банковским клиентам:
- Необычные способы идентификации. Современные банки предлагают своим клиентам идентификацию по отпечатку пальца, голосу, ритму сердца или фотографии.
- Бесконтактные платежи. Технология бесконтактной оплаты была представлена еще в 2004 году. Сегодня россияне могут оплачивать покупки с помощью смартфона, умных часов или браслетов. А клиентам иностранных банков предлагаются кольца и татуировки, поддерживающие NFC-технологию.
- Финансовые помощники. Современные банковские приложения для мобильных устройств анализируют структуру доходов и расходов клиента, ведут статистику трат, формируют отчеты о транзакциях и дают полезные советы.
- Социальный скоринг. Использование банками BigData для предсказания поведения своих клиентов (например, кредитный скоринг, анализ профиля потенциального заемщика в социальных сетях).
- Виртуальные кошельки. Банки все чаще позволяют подключать к своему личному кабинету карты сторонних финучреждений. Таким образом, Интернет-банк становится аналогом обычного кошелька, где хранятся наличные, а также банковские и скидочные карты.