Стало известно, что 27.12.2016 года правоохранителями была зафиксирована массовая рассылка уведомлений через Viber среди жителей Ижевска. Так, граждане получали сообщения от пользователя мобильного приложения, зарегистрированного под именем «9ОО» и установившего аватар в виде логотипа Сбербанка. Мошенники сообщали об оплате покупки с платежной карты банка и предлагали позвонить по номеру 8-800-***-**-**, чтобы отменить перевод, если транзакция не была совершена владельцем. Стоит отметить, что указанный номер не соответствует номеру колл-центра Сбербанка (напомним, ранее злоумышленники использовали для хищения денег SMS-рассылку). Совершив звонок на указанный номер, пострадавший сообщал данные о своей платежной карте мошеннику (который представлялся сотрудником банка), после чего с картсчета клиента списывались денежные средства.
В пресс-службе Сбербанка уточняют, что единственным официальным аккаунтом финучреждения в Viber является «Сбербанк России». Отправитель с таким именем может рассылать своим клиентам информацию об изменении условий по услугам и продуктам, о новых сервисах и проводимых акциях.
Сообщения от официального аккаунта банка можно отличить по следующим признакам: название отправителя «Сбербанк России» и официальный логотип; отметка об авторизованном аккаунте в виде «галочки»; отсутствует возможность отправлять ответные сообщения; отметка «Этот отправитель прошел проверку Viber» в окне чатов сверху; при получении сообщения НЕ всплывает окошко «Пришло сообщение НЕ из Вашей адресной книги».
В Сбербанке также сообщают, что не используют свой аккаунт в Viber для рассылки клиентам персональных сообщений. Сведения о движении средств по картсчетам можно получить только в виде SMS-сообщений, которые имеют следующие отличительные особенности: адресность обращения к клиенту; указание последних цифр номера карты ее владельца; рассылка сообщений осуществляется с короткого номера 900 (9000, 6470, 9001, 8632, SBERBANK). При этом официальные номера колл-центра (8495 500 5550 и 8800 555 5550) используются исключительно для приема звонков от клиентов, с них СМС-рассылка не осуществляется.
Сбербанк напоминает, что если полученные сообщения от имени какого-либо финучреждения вызывают тревогу или сомнения, необходимо сразу позвонить в службу поддержки клиентов по официальному номеру телефона банка (найти его можно на оборотной стороне платежной карты или на официальном сайте).
В свою очередь, правоохранители напоминают гражданам о необходимости быть бдительными: никогда не сообщайте сторонним лицам по телефону номера своих банковских карт, CVV-коды, пароли и другую персональную информацию. Если вы стали жертвой аналогичного преступления, немедленно сообщайте в полицию (02, 102 – с мобильного).