Участниками пилотного проекта стали 20 кредитных организаций, которые приобретают скоринг-балл, сформированный исходя из информации о потребительском поведении клиента.
Так, «Вымпелком» планирует использовать не только данные о платежах абонента за сотовую связь и оплате различных услуг с мобильного счета, но и сведения, полученные благодаря геолокации (где клиент предпочитает совершать покупки, выезжает ли за границу, перемещается ли на общественном транспорте, пользуется ли личным автомобилем и т.п.). Также для определения скорингового балла может быть использована информация о платежеспособности окружения абонента (по находящимся поблизости телефонам). В «Вымпелкоме» отмечают, что пока рано думать о коммерческой эксплуатации, нужно дождаться результатов.
Сообщается, что аналогичный «пилот» по скорингу клиентов с несколькими финучреждениями уже проведен компанией МТС. В данный момент завершается реализация технического решения для оценки рисков заемщика. До конца года планируется запустить готовый продукт.
В «МегаФоне» еще с 2013 года занимаются освоением технологии big data, однако подобные совместные с банками проекты не являются для компании приоритетными с точки зрения экономической отдачи. В компании анализ «больших данных» сейчас применяют на практике для улучшения обслуживания и оптимизации затрат.
По словам юристов, ни банки, ни операторы не несут юридических рисков при подобной схеме взаимодействия. Так, в соответствии с законом «О персональных данных», юрлица могут обмениваться цифровой комбинацией по конкретным абонентам, если есть согласие клиента на обработку личной информации и передачу ее третьим лицам. При этом финучреждения должны будут получать отдельное согласие заемщика на обработку персональной информации операторами, а сами операторы сотовой связи – отдельное согласие абонента.
В «Вымпелкоме» заверяют, что личные данные и сведения об оказываемых услугах не передаются банкам, им сообщается только скоринг-балл, который получен путем обработки математических моделей.
Участники банковского рынка уверены, что «мобильный скоринг» будет полезным, поскольку кредитной организации интересны любые дополнительные сведения о потенциальном заемщике (но только в том случае, если стоимость такой услуги экономически обоснована).