О технологии RFID в общем
Название расшифровывается как Radio Frequency Identification, а переводится – радиочастотная (бесконтактная) идентификация. Идентификация – это главная задача технологии. Что она дает обеим сторонам процесса, мы поговорим чуть позже. А пока о сути.
В работе системы участвуют:
- Специальная метка
- Ридер (считыватель информации, посылающий импульсы)
- Соответствующее программное обеспечение, обрабатывающее поступающую информацию.
Цепочка действий следующая: на метке (а она прикреплена к карте) содержится необходимая информация об объекте (в нашем случае это клиент), считыватель оснащен антенной и передатчиком, которые создают электромагнитное поле. Попадая в это поле, метка «просыпается», подавая ответный сигнал, в котором в зашифрованном виде содержится информация. Она обрабатывается и передается на компьютер.
Если алгоритм показался вам знакомым, то вы абсолютно правы – «пробивание» продуктов в супермаркете происходит по аналогичной схеме. Собственно, RFID-технология и является усовершенствованием штрих-кодов. Ее плюсы несомненны:
- Большой радиус действия (в отличие от товара со штрих-кодом тут не нужно прикладывать метку к источнику сигнала). Некоторые системы позволяют проводить идентификацию на расстоянии до 100 м;
- Возможность функционировать, когда объект находится в движении, а также если метка расположена внутри упаковки, например, или в портмоне;
- Одновременно ридер может считывать до 500 меток в секунду;
- Большой объем информации.
Как видите, RFID-технология достаточно интересна и перспективна. И банковский рынок является далеко не единственным потребителем. Заинтересованность в этих технологиях проявляют владельцы гипермаркетов и огромных складов с десятками тысяч наименований продукции. Применение рассматриваемых систем позволяет, по расчетам специалистов, сократить время приема товара на склад в 100 раз, отгрузку товара – в 20 раз, проведение инвентаризации – в 15 раз. Кроме того, речь идет практически об идеальном контроле, который искореняет воровство.
Но не будем слишком углубляться в тему, а вернемся к интересующему нас предмету.
Банки и RFID-технология
Итак, представьте себе финансовое учреждение. Его клиентов можно подразделить на множество категорий. Но среди них есть две, которые нас интересуют: постоянные клиенты и VIP. Первые, как правило, приходят часто и совершают одни и те же операции. А вторые важны для банка, как снег на Новый Год.
Предположим, что банк внедрил технологию RFID. У клиента находится RFID-карта. Пересекая порог банка, он попадает в электромагнитное поле, которое создают антенна и передатчик ридера. В результате (в теории и в идеале) на компьютере менеджера появляются данные, касающиеся этого клиента. Т.е., если он постоянно берет выписку, то она будет готова еще до того, как он подойдет к экономисту. Это же касается остатков по счетам, процентов по депозитам и кредитам и т.п.
Другая сторона медали – сотрудник банка на начальном этапе получает важнейшую информацию о том, какой именно клиент к нему сейчас подойдет. Если мы говорим о категории VIP, то менеджер заранее поведет разговор в «VIP-режиме».
Таким образом, RFID-технология экономит время обеих сторон и улучшает качество обслуживания. Ведь в передаваемой информации могут быть совершенно любые данные: о том, у какого менеджера любит обслуживаться клиент, что ему нужно предложить кофе или чай, т.к. скоро закончится срок крупного депозита, и т.п.
Кстати, то, о чем сейчас идет речь – это не фантастика. Некоторые банки в мире уже применяют подобные системы на практике.
RFID-технология и программы лояльности
Отдельно следует упомянуть о влиянии системы на различные программы лояльности. Это актуально для больших сетей (а различные бонусные поощрения сейчас есть практически у каждого крупного торговца) и банков.
Возможно, вы уже обратили внимание, что применение RFID-карт не требует отправки данных на сервер, который информацию обрабатывает, а уже потом дает ответ устройству. Таким образом, существенно сокращается время, затрачиваемое на операции.
Но это не все. Как крупной сети приходится организовывать программы лояльности, которые действуют не в каком-то конкретном регионе, а во всех точках страны? Это создание баз данных, вычислительных корпоративных сетей и т.д. А многие расчеты происходят в оффлайн-режиме (например, учет бонусов).
Эти недостатки нивелирует RFID-технология, позволяя не только сокращать расходы на создание программ лояльности, но и упростить и усовершенствовать учет данных.
Российские предприятия уже применяют метки RFID в своей работе. Когда же очередь дойдет до банковских клиентов – неизвестно. Но точно можно сказать, что будет интересно.
Комментарии пользователей:
Вячеслав
Выглядит слегка футуристично. Для полного идеала концепции не хватает прикрутить технологию смарт контрактов для полнейшей оптимизации вкупе с анонимностью и безопасностью. Надеюсь, что технология выйдет в широкий свет как можно скорее, так как "на словах" все это очень заманчиво. А за статью автору спасибо, все понятно и доступно описано.
Борис
Добавить комментарий