Если владелец карты отказывается предоставить документы, объясняющие такие переводы, счет может быть заблокирован. Об этой проблеме сообщают клиенты Сбербанка, Тинькофф Банка и Бинбанка. Так, в ноябре с россиянами начали связываться сотрудники служб финмониторинга этих кредитных организаций и требовать в течение 3 дней предоставить документы, подтверждающие транзакции на суммы в пределах 1000 рублей. Как правило, это – перечисления между гражданами (р2р-переводы). В противном случае операторы грозились заблокировать банковские карты.
Эксперты утверждают, что таким образом финучреждения пытаются бороться с нелегальными схемами и мошенничеством. В свою очередь, в Центробанке заявили, что подобная практика является незаконной, и граждане могут направлять свои жалобы через интернет-приемную регулятора. Так, в рамках противодействия мошенничеству кредитная организация обязана связаться с клиентом и приостановить платеж, если обнаружит признаки, указывающие на его совершение без согласия владельца счета (например, несоответствие суммы, периодичности переводов платежному поведению конкретного клиента и др.). Но в такой ситуации банк не должен выяснять назначение платежа и происхождение средств. Финучреждению только необходимо получить от владельца счета подтверждение или отказ от проведения операции.
В Тинькофф Банке сообщили, что не сталкивались с массовыми блокировками по денежным переводам клиентов. Финучреждение только в отдельных случаях может проводить дополнительные проверки операций, которые направлены на установление их легитимности. При возникновении подозрения в мошенничестве перевод может быть заблокирован независимо от суммы на время соответствующей проверки. Убедившись в безопасности перевода, банк немедленно его выполняет.
По материалам газеты «Известия»
В Сбербанке, в свою очередь, не располагают информацией о массовых блокировках платежных карт или счетов в случае отказа клиентов предоставить документы, подтверждающие операции на суммы в пределах 1000 рублей. В госбанке работает система защиты от мошенничества, если платеж вызывает сомнения, то к владельцу счета обращаются за подтверждением. Если клиент подтверждает транзакцию, она проводится. Кроме того, финучреждение выполняет требования антиотмывочного законодательства. В Сбербанке также напоминают, что критерии проверки операций клиентов закреплены законом, и бытовые переводы между россиянами не являются объектом контроля.
В Бинбанке подчеркнули, что не вводили каких-либо дополнительных требований к клиентам, совершающим р2р-переводы. Так, финучреждение действительно может обратиться к владельцу счета для подтверждения операции, если возникли подозрения, что она проводится без его согласия. При этом речь идет только о приостановке сомнительной транзакции, а не о полной блокировке картсчета.