Кроме того, наши читатели обеспокоены тем, что если самостоятельно не подсчитывать проходы через турникет, есть все шансы попасть в неразрешенный овердрафт. В связи с этим пользователей транспортных карт интересует, не планируют ли банки внедрить, к примеру, услугу оперативного SMS-информирования о количестве и сумме поездок.
Все эти вопросы мы и задали специалистам кредитных организаций.
Контроль за поездками в Банке Москвы (карта «Мой проездной»)
Вот что ответил на наш запрос Денис Мамин, Начальник управления вкладов и дебетовых карт департамента розничных продуктов Банка Москвы:
«При изготовлении пластиковой карты с функцией безналичной оплаты проезда (БОП), ей присваивается уникальный номер билета для целей взаимодействия с метрополитеном и ГУП «Мосгортранс». Номер билета и номер чипа транспортного приложения вместе однозначно идентифицируют карту во всех информационных системах (банка и транспортных операторов).
В течение календарного месяца учет поездок ведет в своей информационной системе транспортный оператор по номеру билета. По окончании месяца он передает файл с информацией о совершенных поездках в соответствии с номерами билетов и счет на оплату в банк. Банк производит выверку файла с информацией о проходах, а затем проводит списание с карточных счетов держателей. В Банке Москвы в выписке по карте содержится информация о номере билета, количестве поездок в определенном месяце и списанной сумме, вот так:
«01.03.2013 -846.25 RUR Списание МЕТРО 38 поездок, билет 327889».
Если клиент не согласен с информацией в выписке, Банк может предоставить ему по запросу детализированную информацию о проходах, выгруженную транспортным оператором: время прохода, станция и т.д. Если клиент считает, что в детализированной информации содержатся ошибки, дальнейшую претензионную работу ведет транспортный оператор, т.к. детализированный учет проходов находится в его ведении.
Таким образом, клиент может ежемесячно контролировать информацию о поездках после выставления транспортным оператором счета. Организовать обмен данными в течение месяца на текущем этапе не представляется возможным, в первую очередь по причине технических особенностей работы транспортных операторов.
Карта «Мой проездной» предоставляется в Банке Москвы в качестве кредитной карты, а в рамках зарплатных проектов может быть оформлена также дебетовая карта.
Образование задолженности по кредитной карте не представляет собой проблемы – клиент может погасить ее в льготный период, SMS-информирование по кредитным картам бесплатно и клиент может своевременно узнать о ее возникновении.
Во избежание попадания в неразрешенный овердрафт по зарплатной карте рекомендуется оставлять небольшую сумму средств на счете, примерно соответствующую числу ежемесячных поездок – например, вы совершаете в течение месяца 40 поездок, 1000 рублей будет достаточно.
Кроме того, по зарплатным картам предполагаются регулярные поступления средств, два раза в месяц с интервалом примерно в две недели. Таким образом, срок существования неразрешенного овердрафта, даже если счет обнулен, не превысит двух недель (по условиям комплексного обслуживания, допустимый срок существования неразрешенного овердрафта – 30 дней). Если у клиента подключена услуга SMS-информирования (первые два месяца бесплатно, далее – 49 руб./мес.), он узнает о списании немедленно, получив SMS следующего формата: «Списание с карты **** метро, сумма, номер билета, доступный остаток»».
Контроль за поездками в Ситибанке (услуга «Сити Экспресс»)
В Ситибанке ответ специалистов были следующим:
«Услуга «Сити Экспресс» может быть подключена практически ко всем типам кредитных карт, включая бонусные карты. Есть некоторые исключения, например карты Neste Oil – Citibank,Neste Oil – Citibank World, т.к. эти карты направлены на клиентов г.Санкт-Петербург. При этом стоимость поездок в метро будет учитываться при расчете миль/бонусов по картам.
Данные о совершенных поездках по каждой карте передаются в банк от Московского метрополитена по итогам каждого месяца. Информация по оплате проезда размещается на счете клиента также один раз в месяц на общее количество совершенных поездок.
Клиенты могут увидеть общую стоимость и количество поездок с помощью Citibank Online, а также в своей ежемесячной выписке по кредитной карте.
Благодаря Citibank Online, клиенты могут контролировать размер использованного кредитного лимита по карте и не допускать превышения порога доступного лимита.
Даже в случае неожиданного выхода за рамки доступного кредитного лимита у клиента есть возможность погасить превышение до момента формирования ежемесячной выписки и в таком случае дополнительная комиссия взиматься не будет.
Операции по оплате поездок ничем не отличаются от операций по оплате товаров и услуг и на них распространяются те же тарифы и льготные условия.
В ближайшее время Ситибанк расширяет объем услуг «Сити Экспресс», держатели кредитных карт смогут оплачивать проезд не только в Московском метрополитене, но и в метро и наземном городском транспорте Москвы и Екатеринбурга. Стоимость услуги «Сити Экспресс» останется прежней».
Как в других банках?
Посмотрим, как обстоят дела с контролем поездок в других кредитных организациях, выпускающих карты с БОП (замечу, что эта информация предоставлена на сайтах банков далеко не всегда).
В Сбербанке стоимость поездок по карте «Транспортная» списывается также в начале месяца, следующего за отчетным.
В случае подключенного Мобильного банка на телефон клиента в конце отчетного месяца приходит СМС с информацией о размере платы. Учитывая, что карта дебетовая, в случае возникновения задолженности следует ее немедленно погасить.
Если во время заполнения заявления на получение карты владельцем была указана электронная почта, то можно получать отчет на нее. В нем будет содержаться информация о количестве поездок, дате и времени прохода, а также о наименовании и номере вестибюля.
Мастер-Банк на своем сайте успокаивает посетителей, говоря, что их транспортные расходы под контролем.
При этом сумма также списывается в начале следующего месяца. Кстати, по «Транспортной» карте здесь предусмотрен неснижаемый остаток в размере одной тысячи рублей (видимо, как раз для того, чтобы клиент не ушел в «минус»).
Выписку о количестве совершенных поездок за месяц (она будет содержать даты и названия станций метро) можно получить в интернет-банке «Мастер-Банкир» или в отделении банка.
В Военно-промышленном банке схема та же: списание происходит по итогам месяца.
Детализация поездок за текущий месяц также доступна в интернет-банке – здесь можно отследить сумму, место и время проходов.
А вот Русский Стандарт отличился: по карте «Проездной», действующей на все виды транспорта Екатеринбурга, списание за поездки происходит каждую неделю по итогам прошедшей недели.
Понятно, что за такой короткий промежуток времени клиенту будет намного легче отследить правильность списанных сумм. Однако повезло только екатеринбуржцам. Списание по одноименной кредитке для москвичей происходит как и в остальных банках – по итогам месяца.
Как ответил мне в Твиттере представитель Русского Стандарта, узнать количество поездок, совершенных в текущем месяце, до момента осуществления списания со счета пока нельзя. Но в дальнейшем такая возможность появится.
Кстати, в «Условиях предоставления и обслуживания транспортных карт» этого банка прописано, что перевод средств в пользу транспортного оператора будет произведен даже в том случае, если на счете клиента нет никаких (даже кредитных) доступных средств (соответственно, возникнет сверхлимитная задолженность).
Что в итоге?
Исходя из вышесказанного, становится понятно, что следить за поездками в режиме онлайн, к сожалению, нельзя. Детализированную выписку по проходам через турникет можно получить только по итогам месяца (да и то пока не везде). Поэтому остается только одно – считать поездки самому и в конце месяца сверять результат с суммой, списанной банком.
Следить за достаточным остатком на счете тоже придется самостоятельно, т.к. риск возникновения неразрешенного овердрафта реален. Поэтому лучше подключить SMS- и интернет-банкинг – так, по крайней мере, можно своевременно узнать о возникшей задолженности и оперативно ее погасить.
Что касается ответственности за правильность расчетов, то несут ее не банки. Отвечает за это транспортный оператор, поэтому претензии в случае неверно списанных сумм нужно предъявлять именно ему.
Что тут скажешь? Будем надеяться, что когда-нибудь учет поездок по транспортным картам станет более прозрачным и удобным. А пока – считаем и контролируем сами…
Обзор транспортных карт для оплаты проезда в метро (БОП)
Банковские карты для наземного транспорта: выход из подземелья
Два в одном: банковская карта + универсальный проездной
Комментарии пользователей:
Дополнение:
В Банке Русский Стандарт с 5 апреля 2013 г. для владельцев карт «Проездной» (Москва) и «Проездной» (Екатеринбург) в Интернет-банке доступен просмотр информации о количестве и деталях совершенных поездок в общественном транспорте (метро и наземный транспорт) за предыдущие расчетные периоды.
Для просмотра данной информации нужно выбрать в Интернет-банке карту «Проездной» (или «Транспортная карта Москва / Екатеринбург») и перейти по ссылке «Информация о поездках, совершенных с использованием Транспортного приложения».
Михаил
Добавить комментарий