Так, у некоторых финучреждений активность злоумышленников выросла в десятки раз. По словам участников рынка, операторы сотовой связи недостаточно эффективно обнаруживают и блокируют такие схемы. На сегодняшний день решение этого вопроса вышло на уровень Центробанка, который планирует вести борьбу с подменой номеров всеобщими усилиями.
Уточняется, что для клиента звонок с подменой номера выглядит как звонок представителя банковского учреждения. Так, входящий номер принадлежит действующей кредитной организации, сотрудник которой уведомляет о попытке совершения несанкционированной транзакции. Затем у жертвы выпытываются реквизиты карты и другая персональная информация с целью хищения денежных средств со счета. В начале текущего года подобным атакам, включающим сложнейшую социальную инженерию, подверглись клиенты Сбербанка и других кредитных организаций. Ранее у госбанка было 1-2 сообщения в контакт-центр о мошеннических телефонных звонках, а с 18 февраля их число выросло в десятки раз.
Участники рынка подчеркивают, что мошеннические звонки поступают как клиентам, так и в call-центры кредитных организаций с подменой номеров клиентов. Таким образом, если система пропустит такой звонок, то преступник сможет узнать остаток на картсчете, последние операции и т.п., чтобы использовать эти сведения для более эффективной социальной инженерии. На сегодняшний день официально уведомили своих клиентов об участившихся случаях мошенничества и дали рекомендации по безопасному использованию банковских продуктов Райффайзенбанк и ЮниКредит банк.
В свою очередь, в ЦБ сообщили, что они в курсе активизации мошенничества с использованием подмены номеров. Решение этой проблемы требует юридической и технической проработки. На данный момент регулятор проводит консультации с финучреждениями и планирует привлечь к обсуждению этого вопроса Минкомсвязь и операторов сотовой связи.
Пока решение данной проблемы не найдено, россиянам необходимо сохранять бдительность, поскольку похищенные таким способом деньги вернуть не удастся. Как известно, банки при несанкционированном списании средств обязаны возместить клиентам потери, но только в том случае, когда они не нарушили правила пользования платежной картой. В то же время суть такого мошенничества заключается в подталкивании к нарушению правил и выманивании у жертвы сведений, которые нельзя никому сообщать.