Черный список: за что и почему?
Уточню, что сейчас речь идет о том "черном списке", который ведется в Банке России по результатам направления сообщений, поступающих от кредитных организаций в рамках исполнения норм 115-ФЗ, об отказах в выполнении распоряжений клиентов и отказах в принятии на обслуживание (открытии счета и т.д.).
Нужно понимать, что если вас просто "попросили" закрыть счет или карту (будь вы физическое или юридическое лицо), это вовсе не означает, что вы в этот список будете включены. Максимум, если банк направит информацию в Росфинмониторинг о проводимых вами операциях, вы попадете в список нежелательных клиентов, стоп-лист или перечень под другим названием, который часто формируется в банках по собственной инициативе. Такой список может также распространяться между банками-партнерами, однако он не является официальным.
А список, который формируется и обновляется непосредственно в Банке России, ведется только в отношении тех лиц, которым официально было вручено уведомление об отказе в проведении той или иной операции или отказе в приеме на обслуживание.
После начала формирования такого списка (а фактически он начал распространяться среди кредитных организаций с лета 2017 года) стало поступать очень много жалоб от физических и юридических лиц о неправомерности их включения в список и невозможности дальнейшей работы, т.к. они не могли стать клиентами ни одной из кредитных организаций. При этом очень малая часть жалоб могла быть хоть как-то удовлетворена, ведь никаких четких критериев банкам для отказа клиентам не установлено. Вернее, критерии есть, но трактовать их можно неоднозначно.
Банк России указывал, что: Присутствие лица в "черном списке" не может быть единственной причиной для отказа в приеме на обслуживание.
Банки же все равно "притягивали за уши" другие субъективные причины, по которым и отказывали клиентам.
Последствия формирования «черного списка»
Что же в итоге получилось после того, как ЦБ стал формировать и рассылать всем финансовым организациям список так называемых "отказников"?
Банки, изо всех сил стараясь выполнить нормы 115-ФЗ и всего сопутствующего законодательства, видя, что потенциальный или уже действующий клиент находится в этом списке, любыми "правдами и неправдами" старались от него избавиться или не принять на обслуживание, хотя Банк России четко прописал, что нахождение в этом списке не должно являться единственным основанием для отказа в открытии счета или проведении операции.
Волнение "недобросовестных клиентов", попавших в список справедливо или не совсем росло с каждым днем, и ЦБ, и сами банки погрязли в жалобах клиентов на то, что они не могут проводить операции и не могут открывать счета в других банках - везде отказ.
Банки не хотят брать на себя дополнительные риски и надеяться на то, что клиент случайно находится в этом списке или уже "исправился" и будет работать по-честному.
И хотя у банков есть возможность направить сообщение об исключении клиента из этого списка, но пользуются этим правом финансовые организации очень редко.
И вот наконец-то с 30 марта 2018 года вступят изменения в 115-ФЗ, которые дадут права клиентам отстаивать свою правоту.
Какие грядут перемены…
Основное достижение будущих изменений – возможность клиентам самостоятельно восстанавливать свою «запятнанную честь».
Перечислим основные моменты нового закона и механизма реабилитации клиентов:
- кредитные организации будут обязаны не просто уведомлять клиентов об отказе в открытии счета или проведении операции, но и о причинах этого;
- по факту отказа с указанием причин клиент получит право предоставить в банк документы, которые помогут ее устранить;
- банк будет обязан рассмотреть эти документы и в срок не позднее 10 рабочих дней сообщить клиенту об устранении оснований для отказа либо о невозможности такого устранения;
- если причины отказа, по мнению банка, устранить невозможно, клиент может обратиться с заявлением и всеми имеющимися документами в специальную межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ;
- такая комиссия, изучив позицию обеих сторон "конфликта", занимает позицию одной из них и в течение 3 рабочих дней сообщает о своем решении и банку, и клиенту;
- если ЦБ поддерживает клиента, то банк обязан исполнить решение регулятора и направить соответствующее сообщение об исключении клиента из «черного списка».
Надежда, что этот механизм будет работать исправно и поможет продолжить обслуживание честным и добросовестным клиентам кредитных организаций, все-таки остается. А банки, в свою очередь, это заставит более внимательно и все-таки комплексно анализировать деятельность своих клиентов и обоснованно принимать решения об отказах.
Как получить кредит без отказа
Почему отказывают в выдаче кредита?
Комментарии пользователей:
Дарья
Мне кажется попасть в черный список может абсолютно каждый, без исключения. А, вот выбраться оттуда будет не так-то просто, как хотелось бы. Поэтому стоит быть максимально внимательным.
Инна
А можно ли выйти из черного списка человеку, если он уже внесен в него? Каким образом?
В прошлом были неприятности. Но в настоящем человек честно и добросовестно работает, надеюсь, ему смогут помочь и пойти на встречу.
Эксперт
Инна, исключить клиента из этого списка может только банк, по инициативе которого он был включен. Если после предоставления подтверждающих документов кредитная организация все равно не изменила свое мнение о Ваших операциях и не посчитала нужным исключить из списка, то следует выполнить рекомендации по пунктам из последнего раздела статьи выше.
Подробнее: https://credit-card.ru/articles/other/black-list.php
Мирзо
Здраствуйте хотел бы узнать друг просил сколько у него осталось долг в тинкофь банк он говорит все отдал но ему опять звонили и сказали он должен
Эксперт
Мирзо, узнать сумму кредитной задолженности может только сам заемщик, распространение данной информации посторонним лицам строго запрещено, т.к. является нарушением банковской тайны.
Подробнее: https://credit-card.ru/articles/other/black-list.php
Оксана
Здравствуйте, как можно узнать, по какой причине попросили уйти из банка. Узнала о том, что я в нежелательных клиентах в тот момент, когда пришла получить карту. При этом был валютный вклад, мне дали возможность его закрыть, отдали деньги и попросили закрыть все счета. Никаких кредитов у меня нет, судебных тяжб тоже нет, стараюсь жить без долгов, а тут такое. Я иностранный гражданин. На чем это все может отразиться, кто еще видит эти данные, хотя бы знать, откуда ждать какую-нибудь неожиданность. Что можно сделать, чтобы выйти из этого списка или это уже невозможно
Эксперт
Оксана, Ваша ситуация не совсем понятна, причин, по которым Вам могли "порекомендовать" закрыть все карты и счета, может быть несколько. Рекомендую Вам в данном случае, если в самом банке Вам отказываются предоставить такую информацию, обратиться в регулятор банковской системы Банк России и оформить там соответствующее заявление с требованием разобраться в причинах необходимости закрытия счетов. Сделать это можно дистанционно, через интернет-приемную на официальном сайте Банка России.
Подробнее: https://credit-card.ru/articles/other/black-list.php
Дарья
Для того, чтобы не попасть в подобный список, нужно как минимум, не быть должником по кредитам и кредиткам. При чем не только в данном банке, но и во всех остальных. Ведь история доступна всем
Эксперт
Дарья, в данной статье речь идет совсем о другом списке, который вообще не зависит от Вашей кредитной истории.
Александр
Могу ли я снять деньги с карты Мир Сбербанка России в Казахстане?
Эксперт
Александр, действительно, до конца 2018 года можно будет пользоваться картой МИР и в Казахстане. Однако на сегодняшний день функция оплаты картой «Мир» реализована через ко-пейджинговые проекты – выпуск совместных карт с международными платежными системами.
Банки уже выпускают совместные карты с международными платежными системами Maestro и JCB – «Мир»-Maestro и «Мир»-JCB. Такие карты в России работают как карты «Мир», а в других странах принимаются в международной сети приема Maestro или JCB.
Ольга
Я получила карту мтс смарт деньги и на ней лимит 0 рублей, почему?
Эксперт
Ольга, если по факту анализа Ваших анкетных данных риски для банка превышают возможную прибыль, то кредитная карта выдается с нулевым лимитом. При этом, в случае активного использования карты возможно его увеличение в будущем.
На нашем сайте есть интересная статья на эту тему Кредитка с нулевым лимитом: нужен ли вам такой «подарок»?
Подробнее: https://credit-card.ru/articles/other/black-list.php
Екатерина
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста Можно ли исправить кредитную историю за счёт любого банка?Вот Совком банк предоставляет услугу по исправлении кредитной истории в несколько этапов.
Эксперт
Екатерина, Совкомбанк действительно предоставляет услугу "Кредитный доктор", в рамках которой возможно изменение кредитной истории клиента. Однако с помощь других банков исправить кредитную историю можно только в том случае, если кредит будет одобрен Вам на общих основаниях, и Вы погасите его в установленные сроки без просрочек.
Подробнее: https://credit-card.ru/articles/other/black-list.php
Павел
Эксперт
Андрей Н.
Александр
Эксперт
Александр, к сожалению, кредитоваться в российских банках гражданам других государств достаточно затруднительно. В требованиях к клиентам, как правило, присутствует пункт об обязательном наличии российского гражданства. Как вариант, обратиться в Ситибанк, где есть возможность оформить кредит/кредитную карту нерезидентам.
Подробно данный вопрос разбирается в статье на нашем сайте Можно ли получить кредитную карту нерезиденту?.
Подробнее: https://credit-card.ru/otvet/35720/
Михаил
Эксперт
Тарас
Добавить комментарий